Стоит ли ломать финансовые инструменты? Депутаты предлагают собирать двойной налог с инвестиций
Стоит ли ломать финансовые инструменты? Депутаты предлагают собирать двойной налог с инвестиций
Сложная финансово-экономическая ситуация в стране заставляет всех заинтересованных лиц искать способы наполнения бюджета, повышения эффективности бизнес-деятельности, стабилизации (хотя бы!) показателей экономического развития. При этом сложно назвать специалистами тех представителей правительства, которые без каких-либо консультаций с экспертами фондового рынка, финансистами-практиками оперативно подготовили и внесли в парламент на рассмотрение в первом чтении законопроект, где изложены серьезные изменения в Налоговый кодекс в части налогообложения доходов, полученных от вложения капитала (№ 4101а). Оперативность прохождения этого законопроекта поражает. Только 18 июня он был внесен правительством в Верховную Раду, а уже 19 июня в открытом доступе появилась информация о запланированном с 1 июля текущего года изъятии части доходов населения от вложенного капитала (инвестиционного дохода) в форме соответствующего налога (18%). Не стоит думать, что законодатели хотят прицельно обрушить только рынок инвестфондов. В отмеченном законопроекте, успешно прошедшем первое чтение, содержатся нормы, согласно которым банки (кредитные союзы) 18% суммы процентов на депозиты будут напрямую перечислять в бюджет, при этом указанная сумма будет выплачена владельцу депозита в полном объеме. Кроме того, дополнительные выплаты станут обязательными для лиц, получающих высокие доходы (градации выплат – до 410, 410–820 и более 820 прожиточных минимумов).
И если мнения представителей банковского сообщества о целесообразности таких нововведений разделились, то на фондовом рынке такие кардинальные изменения вызывают обоснованное недовольство его участников. Отметим, что за последние два месяца это уже вторая попытка Кабмина провести такое решение через парламент. Ранее был отклонен проект № 4647, поданный, как это часто декларируется, с целью оптимизации налогообложения. Эта оптимизация подразумевала отмену особого режима налогообложения инвестфондов (речь идет об отмене льготы по уплате налога на прибыль). В новом законопроекте, однако, будут оптимизированы не все фонды; поблажка предлагается для ИСИ, практически все активы которых (свыше 95%) вложены в приобретение сертификатов фондов, реализующих операции с недвижимостью в период строительства соответствующих объектов (далее – ФОН). В связи с этим участники фондового рынка высказывают мнение о лоббировании интересов в сфере строительства путем создания пирамид (добавления ИСИ как еще одного посредника) в ходе его финансирования. Иллюстрацией изложенного тезиса могут служить такие данные: за 2012–2013 гг. ФОН привлекли аж 8,5 млн грн., тогда как ИСИ к началу 2014 г. привлекли 116 млрд грн средств резидентов и 27,3 млрд грн – нерезидентов, а совместные активы этих институтов превысили 187 млрд грн. И все это стало возможным именно благодаря отсутствию налогообложения инвестированного капитала.
Сегодня, когда перед правительством стоит задача улучшения инвестиционного климата и активизации внешнего финансировании, рассматриваемая инициатива кажется абсолютно нелогичной и даже бессмысленной. Возможный локальный рост поступлений в бюджет будет, скорее, вызван штрафами, заплаченными инвесторами за прерывание проектов и вывод средств из ИСИ из-за невыгодности этого инструмента. Инвесторам станет выгоднее держать свои капиталы в банках, диверсифицируя вложения для минимизации выплат. Следующим этапом станет закрытие за ненадобностью КУА. Самое же неприятное – то, что многолетние усилия участников рынка, популяризация вложения средств домохозяйств, а не хранения их будут резко оборваны. Население в очередной раз убедится, что на государство нечего рассчитывать, поскольку любимыми занятиями последнего являются хождение по граблям и периодические попытки рубить сук, на котором многие сидят. Не говоря уже о том, что такой нормы – двойного обложение налогом – нет нигде в развитых странах, поэтому ее введение противоречит задекларированному властями движению в направлении европейских стандартов ведения бизнеса.
Сложившуюся ситуацию комментирует Татьяна Бугакова, начальник отдела по управлению активами компании Pro Capital Asset Management.
Периодически предлагаемое законотворцами введение налога на прибыль сделает нерентабельным ведение бизнеса с привлечением инвестфондов. На деле в результате реализации подобного налога мы получим двойное налогообложение. По сути, инвестиционные фонды не ведут инвестиционную деятельность в собственных интересах, а работают на пользу инвесторам, которым, в свою очередь, станет абсолютно не интересно выплачивать двойной налог со своих вложенных капиталов и они просто прекратят применять в своей инвестиционной деятельности этот рыночный инструмент.